Пассажиров уравняют в правах
Для стран – членов Евросоюза создают единые правила пассажирских перевозок по железной дороге. После трёх лет обсуждений Европейский парламент и Совет ЕС (Совет министров) 1 октября 2020 года подписали предварительное соглашение об изменении прав пассажиров на железнодорожном транспорте, которые заменят действующие правила 2007 года.
Речь идёт о компенсациях в случае опоздания поездов, гарантиях доступа пассажиров к исчерпывающей информации и обеспечения помощи людям с ограниченными физическими возможностями.
По словам еврокомиссара по вопросам мобильности и транспорта Адины Вэлеан, новые правила лучше защищают европейских пассажиров в случае задержек, отмен поездов, а также изменения расписания.
«Это означает большее доверие к железнодорожным компаниям. Я особенно приветствую прогресс в улучшении реагирования на потребности людей с ограниченными возможностями или ограниченной мобильностью, а также юридическую ясность, которую мы достигли как для потребителей, так и для железнодорожных компаний», – отметила она.
По данным Европейской комиссии, изменения призваны уточнить правила правоприменения и рассмотрения жалоб, обеспечить лучший доступ к информации и улучшить права пассажиров с ограниченной подвижностью. Объём законных прав пассажиров также будет расширен, чтобы охватить не только региональные маршруты, но и существующие услуги дальнего следования.
Депутаты и министры поддержали увеличение компенсации, а это означает, что пассажиры могут запросить эквивалент 50% стоимости билета за задержки от 60 до 90 минут для продолжения путешествия или перенаправления на другой маршрут. Путешественники будут иметь право на 75% стоимости билета за задержку от 91 минуты до 120 минут и 100% стоимости билета за задержки более 121 минуты.
Отметим, что существующие правила предусматривают, что клиенты могут запросить компенсацию, эквивалентную 25% от цены билета за задержки от 60 до 119 минут и 50% за задержку 120 минут и более.
Кроме того, в случае задержки более 100 минут оператор теперь будет обязан перенаправить пассажиров и помочь им найти наилучшие альтернативы для завершения поездки.
Новые правила также предполагают создание сквозных билетов, если стыковочные поезда обслуживаются одной железнодорожной компанией (в том числе подразделениями этой компании или дочерними структурами). Например, когда поездка включает пересадку с регионального на поезд дальнего следования.
Сквозной билет в один конец будет действителен для всех или нескольких последовательных пересадок и обеспечивает право на изменение маршрута и компенсацию в случае задержки или пропуска стыковок.
Новым документом уточняются правила для бесплатной помощи лицам с ограниченными физическими возможностями и инвалидам на станциях. Также железнодорожные операторы и руководители станций несут ответственность за своевременную компенсацию, вызванную утратой или повреждением оборудования для мобильности, и потерю или ранение животных, обученных для оказания помощи инвалидам.
Для удобства и мобильности пассажиров, а также для поддержания экологической повестки новые и отремонтированные поезда должны в будущем иметь специализированное пространство для перевозки собранных велосипедов. Согласно предложенным изменениям, информация о правах пассажиров будет доступна на станциях и в поездах. Также она будет напечатана на билете, чтобы информировать пассажиров об их правах и разрешить им требовать компенсацию до, во время и после поездки.
В 2013 году суд Европейского союза постановил, что действующие правила не допускают освобождения от компенсации при форс-мажорных обстоятельствах. И на протяжении всех этих лет железнодорожные предприятия жалуются, что это ставит их в невыгодное положение.
В связи с этим в новые правила добавлено положение о форс-мажорных обстоятельствах, которое освобождает железнодорожные компании от необходимости выплачивать компенсацию в случае задержек, вызванных, к примеру, природными катастрофами, которые они не могут ни предусмотреть, ни предотвратить. Однако каждый конкретный случай планируется рассматривать отдельно.
Стоит отметить, что новые правила коснутся всех без исключения государств – членов ЕС.
По словам премьер-министра Финляндии Санны Марин, новый регламент не только укрепит права всех пассажиров, в том числе с ограниченными физическими возможностями, но и поощрит железнодорожные компании предоставлять более качественные услуги, что повысит популярность одного из самых экологически чистых средств передвижения – железнодорожного транспорта.
Напомним, что в 2007 году ЕС установил набор основных прав для железнодорожных пассажиров, которые стали применяться в конце 2009 года. Эти права предоставляют всем пассажирам, в том числе лицам с ограниченной мобильностью, согласованный минимальный уровень защиты, информации и помощи. Хотя реализация этих правил в целом была гладкой, в последних отчётах Европейской комиссии делается вывод о том, что они неравномерно применяются на всей территории ЕС. Более того, другие проблемы не позволили применить данные правила в полном объёме.
В связи с этим 27 сентября 2017 года Европейская комиссия представила новое предложение для решения этих проблем. В своей работе по этому законодательному предложению ЕС стремится добиться баланса между поддержанием конкурентоспособности железнодорожных операторов и обеспечением надлежащей защиты пассажиров.
Предварительное соглашение подлежит утверждению Советом ЕС. После чего Совет ЕС должен проголосовать за принятие документа в первом чтении, а Европейский парламент – во втором.
При одобрении всеми причастными органами новые правила вступят в силу через 24 месяца после их публикации в официальном журнале ЕС.